Ассоциация специалистов медиаобразования
Ассоциация. События

Подробнее о секциях конференции памяти И.В. Жилавской «Медиаобразование: стратегии развития – 2021»

Практикоориентированная часть XII Международной научно-практической конференция памяти И.В. Жилавской «Медиаобразование: стратегии развития – 2021» прошла сразу на пяти площадках конференции.

На секции «Проблемы внедрения медиаобразовательных компонентов в высшей школе» руководителями факультетов, кафедр ведущими преподавателями и представителями общественных организаций из Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбурга, Ростова-на-Дону, Перьми, Алматы были представлены различные форматы внедрения медиаобразовательных компонтентов и межфакультетские программы по медиаобразованию, уже внедренные в вузах.

В этом направлении был интересным опыт Донского государственного технического университета, где медиаобразовательные технологии становятся частью подготовки студентов по инженерным специальностям. Также интересен был опыт внедрения медиаграмотности в рамках межфакультетской дисциплины в Пермском государственном университете. Санкт-Петербургский государственный университет представил преемственность традиционной подготовки кадров для СМИ и новых программ по медиаграмотности и медиаобразованию для широкого круга специальностей.

Состоялся обмен опытом среди преподавателей Оренбурга и Москвы. Преподаватели и ученые Московского педагогического государственного университета и Оренбургского государственного педагогического университета рассказали о сложностях и успехах в развитии медиаобразования для педагогических кадров. Важные шаги на встречу медиаграмотности будущих специалистов делают в военных вузах Москвы – в Военном университете Министерства обороны РФ и в Академии гражданской защиты МЧС России.

Для руководителей вузов и кафедр был интересен опыт развития медиаграмотности в Казахстане, который активно развивается в неправительственном секторе при поддержке международных организаций. Большую поддержку в продвижении проектов по медиаграмотности в Казахстане оказывают преподаватели региональных вузов Казахстана, в том числе кафедр и факультетов журналистики.

По итогам работы сессии ее Татьяна Николаевна Владимирова, проректор, директор Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ, предложила аккумулировать опыт различных вузов и создать единый банк учебных программ по медиаобразованию, внедряемых в университетах и вузах России и СНГ.

Полную версию секции «Проблемы внедрения медиаобразовательных компонентов в высшей школе» можно посмотреть на канале МПГУ по ссылке: https://youtu.be/W7WjxEbxFPY


На секции «Медиаобразование: возможности обновления содержания и технологий дополнительного образования» методистами и медиапедагогами из Москвы, Томска, Оренбурга, Санкт-Петербурга, Кирова, Барнаула, Перми, Новотроицка Оренбургской области были представлены региональные модели развития медиаобразования и лучшие медиаобразовательные практики, реализованные учреждениями дополнительного образования детей и некоммерческими организациями в рамках дополнительных программ социально-гуманитарной, художественной и технической направленностей, а также успешные практики организации повышения квалификации педагогов по вопросам медиаобразования.

Состоялся конструктивный разговор об актуальности интеграции медиаобразовательных модулей «Медийно-информационная грамотность», «Медиабезопасность» в программы дополнительного образования всех направленностей не только в организациях дополнительного образования детей, но и в школах, о необходимости разработки очных и дистанционных программ повышения квалификации педагогов дополнительного образования и учителей-предметников по вопросам медиаобразования.

Обсуждая возможные способы и формы поддержки развития медиаобразования со стороны государства, учитывая тесное взаимодействие учреждений дополнительного образования детей с некоммерческими и общественными организациями, участники предложили обратиться к руководству Фонда президентских грантов с просьбой рассмотреть возможность выделить поддержку медиаобразовательных проектов в качестве отдельного конкурсного направления.

Полную версию секции «Медиаобразование: возможности обновления содержания и технологий дополнительного образования» можно посмотреть на канале МПГУ по ссылке: https://youtu.be/Mhq9xAf7Z6w


На открытой площадке «Практик-сессии ИнфоГрам» базе московской школы имени В.В.Маяковского были представлены 12 мастер-классов. На которых медиапедагоги и учителя-предметники разных школ знакомили со своими методиками: уроки визуализации, медиатекст и стратегии коммуникаций, социальные сети – часть медиасреды и т.д.. Особенность мастер-классов была возможность продемонстрировать уже работающие инструменты преподавания. Это дает возможность протестировать методический инструментарий и подтвердить эффективность разработок.

Главной целью организаторов площадки стало собрать педагоов-экспериментаторов и их наработки, обменяться методическими приемами и поделиться опытом интеграции медийно-информационной грамотности в общеобразовательные курсы школы. Участники мастер-классов – и педагоги, и учащиеся – пришли к выводу, что подобные мастер-классы стоит сделать частью образовательного процесса. Таким образом, удастся не только определить вектор развития медиаобразования в нашей стране, собрать банк эффективных технологий и растиражировать их. Кроме того, подобные педагогические эксперименты пробуждают у ребят интерес к медиа, как к особой сфере нашей жизни.

Второй частью «Практик-сессии ИнфоГрам» стала дискуссионная площадка, на которой обсуждались вопросы медиаобразования, как части системы образования России. На ней были представлены результаты исследования медиаграмотности педагогов и учащихся, которые проводилось еще Ириной Владимировой Жилавской в последние месяцы ее жизни совместно с магистрантами медиаобразования. Результаты исследования не столь оптимистичны, большинство учителей, осознанно или нет, не придают серьезного значения собственным медиакомпетенциям. Участники дискуссии обсудили возможные решения задачи повышения медиаграмотности самих педагогов и пришли к выводу, что необходимо подобное исследование провести в масштабах всей страны. Без серьезного анализа уровня подготовленности учителей невозможно определить сценарий развития системы образования.


На секции «Медиапедагогика глазами молодых преподавателей», организаторами которой выступил Совет молодых преподавателей стран-участников СНГ Евразийской ассоциации педагогический университетов, были представлены доклады молодых педагогов всех уровней образования: от школы до вузов России, Казахстана и Беларуси. Коллеги поделились результатами исследований по медиапедагогике, представили опыт применения различных технологий в работе со школьниками, студентами и взрослыми людьми, познакомили со своими проектами медийной направленности. По итогам секции было принято решение создать международный проект по медиаобразованию для будущих и настоящих педагогов, а также разместить свои наработки на сайте Совета молодых преподавателей стран-участников СНГ.

Полную версию секции «Медиапедагогика глазами молодых преподавателей» можно посмотреть на канале МПГУ по ссылке: https://youtu.be/2YdjwwBO9H8


О том, как уже сегодня выглядит школа будущего говорили в рамках Практик-сессии «Медиакласс в школе: цели и задачи в условиях глобального информационного мира». Ирина Владимировна Мамонова, медиапедагог московской школы №657, представила авторскую образовательную модель – «Модель медиакласса по теории Маклюэна-Жилавской». Модель основана на принципах Теории всеобщих медиа Жилавской. Модель медиакласса уже сегодня реализуется в школе № 657 и показала свою эффективность.

Также свою версию конвергентного урока в рамках профильного класса «медицинский класс» представила Ольга Николаевна Беляева, учитель биологии школы В.В. Маяковского. Она рассказала о нескольких сценариях урока, с подробным комментарием о подготовке и проведению, а также анализом результатов. Елена Игоревна Давыдова-Мартынова, автор курса «Медиапрект», медиапедагог московской школы № 57 рассказала как организовать образовательный процесс в медиаклассе, какое оборудование использовать, как вовлечь в проектную деятельностью и каким должен быть медиапроект. Внимание участников сессии на роли административной команды образовательного учреждения акцентировала зам.директора школы им. В.В. Маяковского Ольга Николаевна Курочкина. Она рассказала, как изменилась структура образовательного процесса, когда в него интегрировались компоненты медиаобразования и медийно- информационной грамотности.

По итогам сессии сложилось не только четкое представление о том, как должна выглядеть современная школа, но и были заявлены ближайшие шаги по продвижению принципов новой школы – определена основа дорожной карты, разработку которой участники сессии поручили АСМО. Но главное достижение сессии – заявленные идеи о совместных медиапроектах. В ближайшее время две московские школы решили стать партнерами.

Полную версию Практик-сессии «Медиакласс в школе: цели и задачи в условиях глобального информационного мира» можно посмотреть на канале МПГУ по ссылке: https://youtu.be/jB02hJBe2Kg



Справка:
Ирина Владимировна Жилавская (24.09.1955-27.05.2021)

Выдающийся ученый, журналист, медиапедагог, общественный деятель Ирина Владимировна Жилавская стала одним из самых уважаемых и известных людей своего времени, предвосхищая эпоху в вопросах медийной и информационной грамотности. Всю жизнь, работая с информацией, пройдя путь от журналиста до ученого, сформулировала такие понятия как: информальные медиа, журналистская модель медиаобразования, медиаобразовательная деятельность СМИ, медиаинформационная грамотность, медиаповедение личности и другие. А также разработала теорию всеобщих медиа, которая подразумевает существование надсистемных свойств медиа, в частности, такого свойства как виативность.

В течение всей научной, журналистской и педагогической деятельности она издала сотни трудов по медиаобразованию, медийной и информационной грамотности и педагогике.

До последних дней жизни работала руководителем Кафедры ЮНЕСКО по медийно-информационной грамотности и медиаобразованию граждан при МПГУ, заведующий кафедрой медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ, редактором электронного научно-образовательного журнала «Медиа. Информация. Коммуникация» и возглавляла Ассоциацию специалистов медиаобразования.

Ирина Владимировна трагически ушла из жизни 27 мая 2021 года (COVID-19)

Мемориальный сайт Ирины Жилавской http://zhilavskaya.ru/
Страница «Код памяти» Ирины Жилавской https://memorycode.ru/page/30516397

Дочери Ирины Владимировны Жилавской, чтобы продолжать дело в области медиаобразования учреждают Премию в области медиаобразования имени Ирины Жилавской. В этом году премия будет присуждаться одному из лучших медиапедагогов, победителей конкурса «Медиапедагог года», организованного Ассоциацией специалистов медиаобразования.



Фотографии предоставлены Отделом технического сопровождения мероприятий ДКП МПГУ