Ассоциация специалистов медиаобразования
Ассоциация. События

Завершилась конференция памяти И.В. Жилавской «Медиаобразование: стратегии развития – 2021»

24-25 сентября в Московском педагогическом государственном университете состоялась XII Международная научно-практическая конференция памяти И.В. Жилавской «Медиаобразование: стратегии развития – 2021»

На мероприятиях конференции коллеги и ученики Ирины Владимировны говорили о необходимости формирования в России системы медиаобразования как элемента социального института, отмечая значимость уже реализованных медиаобразовательных проектов, перспектив развития научных направлений в области медийно- информационной грамотности, практиках и программах, которые уже используются в системе образования всех уровней.

В конференции выступили более 60 спикеров из 7 стран (Россия, Казахстан, Кыргызстан, Беларусь, Финляндия, Мексика и Бразилия). Ученые и практики говорили об актуальности интеграции медиаобразовательных модулей, внедрении медиаобразовательных компонтентов и межфакультетских программах по медиаобразованию, созданию международных проектов по медиаобразованию для будущих и настоящих педагогов.

Инициаторами и организаторами конференции выступили Кафедра ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан при МПГУ, кафедра медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ, Ассоциация специалистов медиаобразования (АСМО), Евразийская ассоциации педагогических университетов (ЕАПУ), ГБОУ г. Москвы «Школа им. В.В.Маяковского» и АНО «Центр Медиаграмотности» (г. Оренбург). При поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики Совета при Президенте Российской Федерации.


Открывая конференцию, проректор, директор Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ Татьяна Николаевна Владимирова, акцентировала внимание на уже реализованные Жилавской Ириной Владимировной проекты и векторы развития в области медиаобразования, которые реализуются в Московском педагогическом государственном университете, а также в педагогической сфере России и стран СНГ. Она отметила, что в учебных планах основных образовательных программ МПГУ на всех направлениях подготовки есть дисциплина или модуль «Основы медиаобразования и медийно-информационная грамотность педагога. «Мы понимаем, что это очень важно для российского общества, российского учителя, школы. Важно понимать как противодействовать тем рискам в интернете, которые сейчас есть, как формировать критически мыслящую молодежь, как отличить фейковую информацию, как работать с информацией в целом. то есть те ключевые понятия медиаобразования, которые так необходимы современным педагогам», уточняла Владимирова в своем выступлении.

Продолжая тему значимости медиаобразовательных компонентов в образовательных программах, ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков в приветственном слове к участникам конференции акцентировал внимание на том, что для МПГУ гуманитарный подход, который транслировала И.В. Жилавская в области медийно-информационной грамотности является наиболее важным, поскольку речь идет о подготовке педагога, который в первую очередь воспитывает личность. «Мы обращаем внимание на то, что происходит в душе человека, на когнитивные аспекты, на сознание – и это для нас, как для педагогического университета очень важная позиция. Поэтому методология медиаобразования, которую транслировала Ирина Владимировна, была определяющей – это интеграция технологического и гуманитарного подходов».


Особое внимание в пленарной части было уделено международной деятельности Ирины Владимировны Жилавской

В своем обращении к участникам конференции Ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, посол по особым поручениям МИД России Григорий Эдуардович Орджоникидзе, отметил вклад Ирины Владимировны Жилавской в работу ЮНЕСКО, активное участие в проектах ООН по линии развития медиаграмотности. Уточняя, что созданная под ее руководством кафедра ЮНЕСКО была одной из самых ярких российских кафедр, получивших признание в нашей стране и за рубежом.

В подтверждение слов выступил заведующий кафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию Университета Тампере (Финляндия), ведущий научный сотрудник Международного центра технического и профессионального образования и подготовки ЮНЕСКО-ЮНЕВОК Тапио Варис: «Под руководством Ирины Жилавской кафедра ЮНЕСКО внесла огромный вклад в работу над темой медийно-информационной грамотности по всему миру. Особенно она стремилась к межкультурному диалогу, говоря о том что этот вопрос требует нового баланса между ценностями, которые присущи этим коммуникациям».

В своем вступлении руководитель кафедры ЮНЕСКО по медийно- информационной грамотности, ведущий научный сотрудник педагогического факультета Университета Веракруса, доктор DSAE (Мексика) Хесус Лао отметил Ирину Жилавскую как одного из четырех лидеров в России, занимающихся вопросами медийно-информацмионной грамотности на международном уровне. А региональный представитель Альянса медийно- информационной грамотности ЮНЕСКО по Латинской Америке и Карибскому бассейну, доцент Университета Сан-Паулу, профессор, доктор (Бразилия) Филипе Чибас Ортис говорил, о Ирине Владимировне как о великом ученом, которая расширяла сферы коммуникативных исследований.

Заместитель председателя Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (ЮНЕСКО/ИФАП), руководитель Рабочей группы ЮНЕСКО/ИФАП по сохранению языков и развитию языкового разнообразия в киберпространстве, председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества Евгений Иванович Кузьмин уточнил, что Кафедра ЮНЕСКО работала и должна дальше продолжать работать в интересах всего населения, в интересах воспитания педагогов которые дальше будут нести разумное детям и формировать новое поколение россиян. Чтобы потом на достойном уровне смогли отвечать на сложнейшие вызовы современности и могли обеспечить конструктивные взаимодействия с другими странами, таким образом повышая качество жизни в своей стране способствуя всеобщему миру.


Продолжая в совеем приветственном слове Татьяна Николаевна Владимирова, обратила внимание на значимость работы, которая проводилась кафедрой медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ, руководителем которой Ирина Владимировна Жилавская была до последних дней жизни в российских регионах: «В Российской Федерации создана сеть региональных центров медиаобразования. И каждый такой центр Ирина Владимировна консультировала, посещала с установочными сессиями, просветительскими семинарами».

В продолжение этих слов, ответственный секретарь Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Андрей Николаевич Худолеев рассказал о магистерской программе «Медиаобразование в системе межнациональных отношений», акцентируя внимание на том, что медиаобразование это широкая дисциплина, которая также важна специалистам межнациональных отношений. «Это сложная тема, за которую никто в мире не брался, хотя она требует особого внимания. И только на кафедре медиаобразования Ирины Жилавской, при участии Татьяны Николаевны Владимировой такая важная магистерская программа могла быть реализована», – уточнил Андрей Николаевич.


Особое внимание коллеги Ирины Владимировны уделили межвузовским отношениям и вопросам, решающим общие проблемы медиаграмотности будущих учителей

В своем выступлении исполнительный директор Евразийской ассоциации педагогических университетов (ЕАПУ), доктор педагогических наук, профессор (Россия) Эдуард Михайлович Никитин рассказал об уникальном исследовании, которое проводилось в России и странах СНГ впервые: «В исследовании по проблемам востребованности в образовательных учреждениях теории и практики медийно-информационного образования, автором которого является Ирина Владимировна Жилавская, а организаторами выступили две ассоциации Евразийская ассоциация педагогических университетов и Российская ассоциация специалистов медиаобразования, приняли участие более 50 педагогических вузов стран СНГ. Это крупнейший срез данных, который помог получить объективную картину необходимости внедрения медиаобразовательных компонентов в педагогическую сферу. В результате исследования выясняется подлинная картина подготовки студентов в области медийно-информационной грамотности. Теперь у нас, благодаря рекомендациям и предложениям Ирины Владимировны, которые она сделала, проанализировав данные исследования, есть фактически инструкция как внедрять программы и курсы повышения квалификации в педагогических вузах. Это целая стратегия по продвижению медиаобразования в вузах».

О планах необходимости введения медиаобразования в новые программы дополнительного образования говорила заместитель директора по научно-методической работе ФГБУК Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий Минпросвещения России, Член-корреспондент МАНПО Лариса Семеновна Львова: «Медиаобразование через обновление содержания программ дополнительного медиаобразования должно найти свой путь. И новым содержанием и новыми технологиями. Медиаобразование совершенно точно укореняется и входит в программы социально-гуманитарной и художественной направленности. Это то, что мы обсуждали с Ириной Владимировной в последний год».


В пленарной части, коллеги Ирины Жилавской рассуждали об одной из важных задач, которое ставит перед собой медиаобразование – это предохранять население от вредного воздействия от массмедиа. Но как отметила Татьяна Николаевна Владимирова, не запретительской позицией, а путем просвещения, фактически цитируя Ирину Владимировну.

Говоря о научных трудах И. В. Жилавской в области медийно-информационной грамотности и медиобразования, которые вошли в академическую литературу, декан факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, заведующий кафедрой теории и экономики СМИ, профессор, научный руководитель Центра по исследованию СМИ Финляндии и Скандинавии «НордМедиа», доктор филологических наук, академик РАО Елена Леонидовна Вартанова подчеркнула вклад в развитие не только медиапедагогики но и в развитии теории медиа, который был сделан Ириной Владимировной Жилавской: «Самое важное, что остается от ученого – его труды. Например, одно из понятий Ирины Владимировны, которое теперь вошло в академическую литературу, это понятие «медиа». Которые она определяла как широчайший спектр средств коммуникации, которые служат передаче разного рода контента от источника информации к его получателю».

Профессор департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, доктор филологических наук Иосиф Михайлович Дзялошинский в своем выступлении процитировал одну из мыслей докторской диссертации И.В. Жилавской, обращая внимание на то, что необходимо понимать и видеть, каким именно должно быть медиаобразование в развивающемся обществе: «Как писала Ирина Владимировна, специалисты в области медиаобразования отмечают необходимость принципиального обновления всех элементов теоретической и методологической концепций отечественного медиаобразования с точки зрения системного и институционального подходов, связанных с новыми тенденциями в развитии современного общества».

Декан факультета журналистики, заведующий кафедрой связей с общественностью, рекламы и дизайна ВГУ, доктор филологических наук, профессор Владимир Васильевич Тулупов в своем выступлении отметил «теорию всеобщих медиа» (И.В. Жилавсской), которая представляет собой систему обобщенного фундаментального знания о медиа, их роли и функционировании в социоинформационном пространстве как максимально широкого, всеобъемлющего и интегративного явления действительности.

О профессиональных навыках, которые формирует медиаобразование рассказала профессор кафедры журналистики Московского гуманитарного университета, доктор культурологии, кандидат философских наук Ольга Евгеньевна Коханая: «Медиаобразование конвертирует полезные навыки и умения в полезные компетенции, которые уже на данный момент во многих сегментах в бытовой и профессиональной жизни являются неотъемлемыми. Вдохновленные идеями Ирины Владимировны о медиаобразовании детей и подростков, мы преподаватели и студенты кафедры журналистики Московского гуманитарного университета около 10 лет разрабатываем эту тему, как одно из основных направлений своей научной деятельности».

Ведущий научный сотрудник факультета журналистики МГУ, доктор филологических наук, профессор Михаил Васильевич Шкондин рассказал, что Ирина Владимировна Жилавская начала свой научный путь в рамках международных конференций факультета журналистики МГУ. «На мое предложение прикрепиться к аспирантуре нашей кафедре Ирина Владимировна ответила положительно, хотя была очень загружена журналистской работой. Нас всех тогда изумляло, как быстро и с каким высоким качеством она подготовила необходимые для защиты статьи и успешно сдала кандидатские экзамены. Она блестяще защитила кандидатскую диссертацию по проблемам медиаобразования и была рекомендована в университет имени Шолохова», – пояснил Шкондин.

А Владимир Васильевич Тулупов в свою очередь сообщил, что Ирина Владимировна подготовила и сдала в диссертационный совет Воронежского государственного университета свою докторскую диссертацию, защита которой должна была состояться 15 сентября этого года. Но в связи с трагическими обстоятельствами она так и не состоялась, хотя все ожидали такой же блистательной защиты как и кандидатской.

Полную версию Пленарного заседания XII Международной научно-практической конференция памяти И.В. Жилавской «Медиаобразование: стратегии развития – 2021» можно посмотреть на канале МПГУ по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=ccDT_CoqaVc


Справка:
Ирина Владимировна Жилавская (24.09.1955-27.05.2021)

Выдающийся ученый, журналист, медиапедагог, общественный деятель Ирина Владимировна Жилавская стала одним из самых уважаемых и известных людей своего времени, предвосхищая эпоху в вопросах медийной и информационной грамотности. Всю жизнь, работая с информацией, пройдя путь от журналиста до ученого, сформулировала такие понятия как: информальные медиа, журналистская модель медиаобразования, медиаобразовательная деятельность СМИ, медиаинформационная грамотность, медиаповедение личности и другие. А также разработала теорию всеобщих медиа, которая подразумевает существование надсистемных свойств медиа, в частности, такого свойства как виативность.

В течение всей научной, журналистской и педагогической деятельности она издала сотни трудов по медиаобразованию, медийной и информационной грамотности и педагогике.

До последних дней жизни работала руководителем Кафедры ЮНЕСКО по медийно-информационной грамотности и медиаобразованию граждан при МПГУ, заведующий кафедрой медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ, редактором электронного научно-образовательного журнала «Медиа. Информация. Коммуникация» и возглавляла Ассоциацию специалистов медиаобразования.

Ирина Владимировна трагически ушла из жизни 27 мая 2021 года (COVID-19)

Мемориальный сайт Ирины Жилавской http://zhilavskaya.ru/
Страница «Код памяти» Ирины Жилавской https://memorycode.ru/page/30516397

Дочери Ирины Владимировны Жилавской, чтобы продолжать дело в области медиаобразования учреждают Премию в области медиаобразования имени Ирины Жилавской. В этом году премия будет присуждаться одному из лучших медиапедагогов, победителей конкурса «Медиапедагог года», организованного Ассоциацией специалистов медиаобразования.





Фотографии предоставлены Отделом технического сопровождения мероприятий ДКП МПГУ