Ассоциация специалистов медиаобразования
Ассоциация. События

Куда приведет расцвет «постправды»?

В Ханты-Мансийске под эгидой ЮНЕСКО прошла Международная конференция «Информация и коммуникация в цифровую эпоху: явные и неявные воздействия».
Организаторами конференции выступили Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и его рабочий орган – Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, а также Институт информационных технологий в образовании ЮНЕСКО при поддержке Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО.
С докладом на конференции выступила президент АСМО И. В. Жилавская.
В своих выступлениях участники конференции отмечали, что скорость изменений столь высока, что у общества недостает времени на их глубокое и всесторонне осмысление, а также на формирование адекватной реакции. По большей части исследуется уже уходящая реальность; попытки описания и анализа актуального состояния, прогнозирования возможных направлений развития и последствий сводятся к оперированию устаревающими моделями и подходами.
В то же время подчеркивалось, что у экспертов и широкой публики сложилось относительное согласие по поводу все более заметных проблем социокультурного характера, таких как: перепроизводство информации, вызывающее ее обесценивание и потерю авторитета профессиональными СМИ; всепроникающие коммуникации на фоне постоянно усложняющихся коммуникативных технологий; постепенное отчуждение человека от генерирования смыслов и ценностей и превращение его в функциональный придаток коммуникационных потоков; размывание границ между реальным миром и цифровым, широкое распространение упрощенных виртуальных имитаций и симулякров; расцвет «постправды», когда объективные факты являются менее значимыми для формирования общественного мнения, чем обращение к эмоциям и личным убеждениям, введение в политическую и медийную культуру «фейков», «кликбейтов», «хайпа» и других инструментов формирования «постреальности».
В этих условиях все большее значение приобретает продвижение компетенций, объединяемых термином «медийно-информационная грамотность» и обеспечивающих безопасное и ответственное, основанное на критическом мышлении использование сетей и цифровых сервисов. Необходимость такого рода компетенций становится все более и более насущной.